Шок — это экстремальное состояние, когда в результате чрезвычайных воздействий в организме человека возникает комплекс патологических процессов, сопровождающихся нарушением жизненно важных функций организма. При шоке изменяются функции сердечно-сосудистой системы, дыхания, деятельности почек, нарушаются процессы микроциркуляции и метаболизма. В зависимости от причины различают шок травматический, гиповолемиче-ский, кардиогенный, септический. Чаще встречается травматический шок, вызванный тяжелой травмой. Он сопровождается одновременно тяжелой кровопотерей, болевой реакцией, интоксикацией вследствие всасывания продуктов распада из ишемизированных тканей. Кровопотеря является важным звеном в развитии травматического шока, имеет значение не только общий объем кровопоте-ри, но и скорость кровотечения. При медленной кровопо-тере уменьшение объема циркулирующей крови (ОЦК) на 20—30% не приводит к заметному снижению артериального давления, тогда как при быстрой кровопотере снижение ОЦК на 30% может привести к смерти пострадавшего. Уменьшение ОЦК (гиповолемия) является основным патогенетическим звеном травматического шока. Различают эректильную и торпидную фазы шока. Эректильная фаза очень короткая, наступает сразу после травмы, характеризуется напряжением симпатико-адреналовой системы. Кожные покровы бледные, пульс частый, артериальное давление повышено, больной возбужден. Торпидная фаза шока сопровождается общей заторможенностью, низким артериальным давлением, нитевидным пульсом. В течении торпидной фазы шока различают три степени. При шоке I степени сознание сохранено, больной контактен, слегка заторможен. Артериальное систолическое давление снижено до 90 мм рт. ст., пульс слегка учащен. Кожные покровы бледные, иногда появляется мышечная дрожь. При надавливании пальцем на ногтевое ложе кровоток восстанавливается замедленно. При II степени шока больной заторможен. Кожные покровы бледные, холодные, липкий пот. Выражен цианоз ногтевого ложа, при надавливании пальцем кровоток восстанавливается очень медленно. Артериальное систолическое давление снижено — 90—70 мм рт. ст. Пульс слабого наполнения, учащен до 110—120 ударов в минуту. Центральное венозное давление снижено. Дыхание поверхностное. При шоке III степени состояние больного крайне тяжелое: он адинамичен, заторможен, на вопросы отвечает односложно, не реагирует на боль. Кожные покровы бледные, холодные с синюшным оттенком. Дыхание поверхностное, частое, иногда урежено. Пульс частый, до 130—140 ударов в минуту. Артериальное систолическое давление низкое —70—50 мм рт. ст. Центральное венозное давление — 0 или отрицательное. Прекращается мочевыделение. При IV степени шока отмечается преагональное состояние: кожа и слизистые оболочки бледные с синюшным оттенком, дыхание частое поверхностное, пульс частый, слабого наполнения, артериальное систолическое давление 50 мм рт. ст. и менее. Оказание первой помощи при шоке на догоспитальном этапе должно включать следующие мероприятия: 1) остановку кровотечения; 2) обеспечение проходимости дыхательных путей и адекватной вентиляции легких; 3) обезболивание; 4) заместительную трансфузионную терапию; 5) иммобилизацию при переломах; 6) адекватную щадящую транспортировку пострадавшего. Тяжелый травматический шок часто сопровождается неадекватной вентиляцией легких, одной из самых частых причин которой является аспирация рвотными массами, кровью, инородными телами. В этих случаях прежде всего необходимо повернуть голову пострадавшего набок и очистить полость рта. Затем необходимо запрокинуть голову назад или вывести нижнюю челюсть. Возможно введение воздуховода или 3-образной трубки. При наружном кровотечении необходимо немедленно остановить его путем наложения жгута, тугой повязки, пережатия поврежденного сосуда на протяжении, наложения зажима на кровоточащий сосуд в ране. При признаках продолжающегося внутреннего кровотечения необходимо быстро госпитализировать больного для хирургического лечения. Одновременно с остановкой кровотечения необходимо восполнить ОЦК. Для этих целей лучше использовать противошоковые кровезаменители: полиглюкин, реополиг-люкин, желатиноль. Можно применять кристаллоидные растворы (раствор Рингера, изотонический раствор хлорида натрия, лактасол), 5% раствор глюкозы. При отсутствии инфузионных сред для увеличения ОЦК рекомендуется уложить больного на спину на кушетку с опущенным головным концом (положение Тренделенбурга). Обезболивание следует провести перед наложением транспортных шин, перед перекладыванием больного, при транспортировке. Для этого можно использовать морфин, омнопон, промедол, лексир, дроперидол. Следует помнить, что морфин, промедол и омнопон угнетают дыхание, поэтому эти препараты применяют с осторожностью у пострадавших с нарушением дыхания и у старых людей. В таких случаях лучше использовать лексир, дроперидол. Для обезболивания может быть использовано вдыхание через маску наркозного аппарата ингаляционных анестетиков. Чаще применяют закись азота с кислородом в концентрациях 1:1, 2:1. При лечении травматического шока эффективно применение ненаркотических анальгетиков, например анальгина (4—5 мл 50% раствора). Возможно использование транквилизаторов (например, седуксен) в дозах 1—2 мл 0,5% раствора. Все препараты при шоке необходимо вводить внутривенно, так как вследствие нарушенного периферического кровообращения всасывание лекарственных средств, введенных в ткани, замедленно. Иммобилизацию поврежденных конечностей с помощью транспортных шин необходимо провести как можно раньше. Большое значение имеет правильная и осторожная транспортировка больных. Неосторожное перемещение больного усиливает болевой синдром и усугубляет явления шока. Если пострадавший в сознании, его укладывают на носилки на спину. При отсутствии сознания следует предотвратить обструкцию верхних дыхательных путей (западение языка, затекание в дыхательные пути крови, рвотных масс). Больного лучше уложить набок. При повреждении и кровотечении из носа и рта перевозить больного следует в положении на животе, повернув голову в сторону. При западении языка необходимо использовать воздуховоды. |
Главная страница | Практические занятия по хирургии (пропедевтика)